"Машинариум" - удивительный пример свободы самовыражения художника, не
ограниченного давлением продюсеров или обязательствами перед издателем. Этот
шедевр чешской независимой студии Amanita Design отличает особое минималистское
изящество в совокупности с выдающимся графическим исполнением, великолепной
режиссурой, музыкой и глубоким эмоциональным воздействием в целом. В руках
истинных мастеров рассказ о выброшенном на свалку роботе превратился в
трогательную, смешную и красивую историю о любви.
Автор "Машинариума" и руководитель студии Якуб Дворски занимается созданием
игр еще со школьной скамьи. Сначала это было всего лишь увлечение. Однако после
окончания Пражской академии искусств хобби переросло в профессиональную
деятельность. Репутация талантливого гейм-дизайнера, наглядно доказывающего, что
игры могут быть настоящими произведениями искусства, закрепилась за Якубом с
первых же проектов. Выпущенная в 2003 году сюрреалистическая история "Саморост
2" о приключениях маленького существа, разыскивающего свою собаку, была трижды
номинирована на GameShadow Innovation in Games Awards в категориях "Лучшая
игра", "Лучший новый персонаж" и "Лучшие визуальные эффекты". Свой успех, кредо,
цель и метод молодой разработчик объясняет так: "Я ориентируюсь исключительно на
свои творческие идеи и не обращаю внимания на спрос и тенденции рынка. В тот
день, когда художник задумается о том, чего хочет публика, он сделает самый
скверный выбор в своей жизни". Этому правилу Якуб не изменил и в работе над
"Машинариумом".
А вместо сердца - пламенный мотор
Игра открывается сценой, где перед нашим взором предстает мир с неясными,
расплывчатыми, почти стертыми очертаниями. Лишь иногда из тумана проступают
грязные ржавые куски труб, кабели, лопасти вентиляторов и покореженные обломки
каких-то механизмов. Груды мусора простираются до горизонта. Под нависшим серым
небом, возле мутной лужи с машинным маслом сидит маленький робот Йозеф и
прикручивает себе руку. Его только что вышвырнули на свалку. Но он не желает
доживать свой век среди разбитых машин, а потому восстанавливает себя буквально
по частям, чтобы вернуться в родной город Машинариум.
Прикрутив все нужные запчасти, Йозеф одевает на голову покрашенный в синий
цвет дорожный знак с лампочкой, чтобы походить на полицейского. Ловко обманывает
недотепу-охранника на въезде в город и возвращается в родные пенаты. Машинариум
представляет собой серый индустриальный мегаполис, рассеченный длинными улицами
и глыбами домов на районы. Огромный лабиринт из железа и бетона, где
существование, кажется, теряет все точки отсчета.
Жизнь здесь не останавливается ни на секунду: вот по тротуару гуляет дама с
механической собачкой, на площади возле башни с часами отдыхает старушка,
неподалеку возле лестницы расположились уличные музыканты, исполняющие джаз, а в
баре играют в карты бандиты. Путешествие по городу обернется для вас немалым
числом курьезных ситуаций и приключений. Побег из тюремной камеры, освобождение
из заточения своей возлюбленной, обезвреживание бомбы и разборки с головорезами
- каждая минута для Йозефа наполнена событиями.
Таблетка счастья
Исследуя город, необходимо обращать внимание на различные мелочи, общаться с
жителями и подбирать все, что плохо лежит. За любую, даже самую незначительную
услугу, роботы не преминут отблагодарить вас. Принесите дамочке ее сбежавшего
пса, и она даст Йозефу зонтик, чтобы пройти под струей воды. Скрутите из сухого
мха и туалетной бумаги папиросу для сокамерника, и он позволит вам
воспользоваться своей рукой, чтобы достать швабру. Отожмите из семечек
подсолнечника масло и отнесите его дедушке, чтобы он смог смазать суставы, и в
благодарность он вручит вам билет в зал с игровыми автоматами.
Все головоломки логичны, но зачастую решение их неочевидно, так что над
некоторыми задачами придется поломать голову. Выход из ситуации быстро найдется,
стоит проявить совсем немного наблюдательности и смекалки. Тем более что роботы
четко объясняют, что им необходимо, и ваша цель - лишь достать вещь. Сделать это
нетрудно, поскольку окружение статично, и лишь предметы, с которыми можно
взаимодействовать, выделяются на общем фоне.
Отличительной особенностью робота является умение растягиваться и сжиматься.
Это свойство очень полезно, когда нужно залезть на трубу, достать высоко
расположенный предмет или, наоборот, протиснуться через маленький проход. Есть и
более интересные способы использовать умение Йозефа. Например, чтобы на одной из
улиц оборвать провод на столбе, нужно встать неподалеку и начать приседать и
вытягиваться. Сидящий на линии электропередач попугай тут же станет повторять
движения, раскачает провод и таким образом вскоре разорвет его. Все гениальное
просто.
Наряду с заданиями из разряда "найди-собери-принеси" есть немало классических
головоломок, вроде пятнашек, игр, где требуется выстраивать цветные шары в
линию, перемещать фишки с одного края поля в другой и так далее. Если
запутались, можно воспользоваться книгой с подсказками. Правда, чтобы
подсмотреть прохождение трудного момента полностью, придется сначала
разблокировать замок на обложке. Для этого нужно сыграть в занятную мини-игру,
суть которой - донести ключ до замочной скважины, по пути отстреливая пауков.
Студия Amanita Design сделала то, что одни полагали невозможным, а другие не
сумели воплотить - впустила свежую струю в классический квест. Усилия творцов
были вознаграждены премией в номинации "Лучший визуальный дизайн" на фестивале
независимых игр IGF 2009, а также искренне восторженными отзывами игроков и
критиков по всему свету. Это уникальный проект. Якуб Дворски безошибочно отыскал
в коллективном бессознательном те точки, нажав на которые, получаешь грандиозный
эмоциональный отклик. "Машинариум" нежно, но цепко берет за душу даже самых
отъявленных циников. Захватывающая коллизия, основательная проработка
характеров, подкупающая доброта и трогательность - самые сильные стороны игры.
|